Теоретические основы медиаобразования
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создает условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества.
Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днем неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.
Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днем неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.
Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.
Основополагающим понятием в медиаобразовании является понятие «медиа», имеющее в различных национальных школах различное толкование. Подробно на трактовке понятия в своих работах останавливается Ирина Владимировна Жилавская (кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им М.А. Шолохова). По её мнению, «медиа» включают в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех видах и форматах, и теле- или радиопрограмма, это и публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, медиа – это любые каналы доставки контента от источника информации до ее потребителя.
Медиа – это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) в той или иной форме. Как правило, термин «медиа» не употребляется самостоятельно, а служит частью сложнообразованного слова (медиамаркетинг, медиареклама, массмедиа, медиаплан, медиапланирование, медиахолдинг), которое является его частным вариантом. Однако большинство педагогов, употребляя слово «медиа», имеют в виду исключительно средства массовой информации – масс-медиа, что значительно сужает предмет медиаобразования. Например, «медиа» (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК).
Один из лидеров российского медиаобразования А.В. Федоров в словаре терминов дает следующее определение: «Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)».
Ольга Горюнова – филолог, литератор, медиатеоретик – утверждает, «что традиционное определение гласит: «медиа» – это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиатехнологию особого рода, – впрочем, это вопрос крайне спорный».
Наиболее точно отмечена двойственная трактовка «медиа» Л.М. Земляновой в англо-русском толковом словаре: Media/медиа (множ. число medium средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали. В особую категорию выделяются mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.
В современном медийном дискурсе до сих пор существуют разногласия и в определении понятия «медиаобразование». Особенности национальных языков, социальные, политические, технологические изменения, глобальный характер распространения медиаобразования делают понятийный аппарат этого относительно молодого научного направления вариативным и многозначным. Некоторые из существующих понятий сегодня представляются устаревшими.
На рубеже веков национальными научными школами и отдельными учеными в России и за рубежом были предложены варианты определений, которые отражают процесс эволюции медиаобразования от педагогической обучающей технологии к гражданскому движению за «право знать».
В России принято, что «медиаобразование» (англ. media education,
от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
По И.В. Кичевой, «медиаобразование – это процесс образования при
помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста».
Российский исследователь А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». Это определение зафиксировано и на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование», который является российским вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности – Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций».
Вместо понятия «медиаобразование» широкое распространение получил термин «медиаграмотность», который был впервые сформулирован в 1992 году в докладе Аспенского института на конференции, посвященной вопросам медиаграмотности в США.
Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.
Используемая литература:1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: Монография / И.В. Жилавская. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 242 с.2. Записки маркетолога. Медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/m/media/index.php(Дата обращения: 11.05.2015 г.).3. Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.html(Дата обращения: 11.05.2015 г.)4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.5. Горюнова Ольга. Медиа. История экспансии. Текст лекций. 2001–2014 гг.6. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.7. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий