По данным ряда опросов, больше половины россиян не знают о
своих правах в интернете. И в целом по стране индекс цифровой грамотности в
области безопасного использования информационных технологий остается довольно
низким — 4,86 (из 10 возможных). Результаты исследования Регионального
общественного Центра интернет-технологий (РОЦИТ) и Всероссийского центра
изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2015 году (www.mindex.rocit.ru), свидетельствуют о
том, что лишь четверть пользователей Рунета ощущают себя полностью уверенными в
вопросах защиты собственных персональных данных, то есть знают об основных
способах сохранения конфиденциальности и применяют их на практике.
Нет среди россиян и
точного понимания того, что такое «персональные данные». Большинство считает,
что это реквизиты паспорта и банковского счета — такие ответы дают 80%
опрошенных. Очевидно, что пользователи Рунета нуждаются в ликбезе: в
разъяснении понятия «персональные данные», основ их защиты в сети и
необходимости соблюдения конфиденциальности при использовании информационных
технологий. Процесс просвещения, несомненно, покажет наибольшую эффективность,
если проводить его комплексно, охватив основные группы пользователей: детей, их
родителей и, конечно, педагогов. Информация о частной жизни появляется в
интернете разными путями: ее выкладывают сами пользователи, их друзья,
родители. Немалая часть персональных данных школьников оказывается в сети в
результате неправильного обращения с ними в образовательных учреждениях.
Педагоги, активно
используя возможности информационных технологий в процессе обучения (например,
электронные дневники и журналы, персональные методические блоги и школьные
сайты, электронную почту и социальные сети), работают с огромным количеством
персональных данных детей, однако не всегда способны организовать их обработку
и хранение должным образом. Таким образом, стремительное развитие интернета и
IT-сервисов, работающих с использованием персональных данных, привело к
появлению одного из главных рисков современного информационного общества —
потере приватности. Среди экспертов в области информационных технологий бытует
мнение, что, при сохранении тенденций и темпов развития интернета, уже в
недалеком будущем частная жизнь станет прозрачной и публичной «по умолчанию» —
персональную информацию будет невозможно не открыть государству или
корпорациям, а справляться с вопросами ее безопасности будет все сложнее.
В современном мире
Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью
современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение,
работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения
без ИКТ. Сегодня формирование личности подростков, их установок, мотивов,
ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального
мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий,
оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией
через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в
сетевых играх и сообществах игроков. И как любое глобальное явление,
существенно влияющее на развитие человеческого общества, Интернет имеет свои
плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести
следующее:
- оперативность получения любой информации – пользователю интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;
- информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;
- технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- творчество - пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети Интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, таким образом самовыразиться;
- общение на расстоянии (социальные сервисы и форумы, электронная почта) – возможность общения, обмена опытом, знаниями;
- формирование информационной компетентности, включая умение работать с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать);
- возможность постоянного самообразования, самореализации.
И все же есть и очевидные
минусы:
- при поиске информации пользователь встречает много ненужной, беспорядочной, сопутствующей информации, формирующей недостоверные понятия об объектах, явлениях, процессах. При этом тратиться время на просмотр открывающихся ссылок, проверку содержимого сайтов, отсеивание ненужного «мусора».
- отсутствие очного общения – очень часто в интернет можно найти целые блоки обучающих программ, которые предполагают самостоятельное изучение и рассмотрение предложенной темы, но все-таки общение с преподавателем, который может объяснить непонятный материал, не заменишь никакой машиной;
- ухудшение здоровья пользователя: потеря зрения (компьютерный зрительный синдром), гиподинамия, искривление осанки, психические и интеллектуальные нарушения развития, подростковая агрессия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий