вторник, 7 марта 2017 г.

Персональные данные

Интернет характеризуется трансграничностью, поэтому баланс «открытости — закрытости» все более смещается в сторону открытости. Одно из главных условий приватности — соблюдение различных границ. Вне зависимости от их типа (социальные, личностные или физические), они имеют пространственные маркеры, предполагающие реальную или воображаемую разделительную черту. В виртуальном мире привычное понимание границ трансформируется и постепенно теряет свое значение.

Другой смысл начинают приобретать понятия «дистанция», «территориальность», «личное пространство». Настройки конфиденциальности дают всего лишь иллюзию закрытости и «только моего» пространства профиля. Это как раскладные картонные стенки, которые можно возить с собой и, например, отгородиться ими от соседей в метро. К тому же далеко не все хотят закрыться от всего мира и мечтают, чтобы их оставили в покое. Большинство людей стремится быть частью виртуального общества и пользоваться его возможностями, например, применять разные полезные приложения и программы, которых с каждым днем становится все больше. На самом деле мы добровольно предоставляем персональную информацию и, подписывая соглашения, разрешаем всячески использовать свои персональные данные: записывать, хранить, архивировать, перепродавать и т.д. Таким образом, мы с помощью своего собственного компьютера ежедневно сами себя оцифровываем и ограничиваем свое право на приватность.

Все труднее находить точку оптимального баланса между «я» и «другими», которая отражала бы нашу истинную идентичность и то, что мы хотели бы, чтобы о нас знали окружающие. Разнообразие «других» в онлайн-пространстве существенно увеличивается: это не только друзья, знакомые, но и представители различных групп, а также просто посторонние люди, среди которых могут быть и враждебные «чужие». Персонализируя себя в онлайн-среде через раскрытие своих связей и контактов, политических, философских, духовных, культурных, эстетических и других ценностей и интересов, значимых событий, потребностей и склонностей, мы все меньше можем контролировать свою открытость и знать, где и кому достается наша персональная информация, а также как она воспринимается. Ведь нередко образы, которые мы создаем в разных группах или сообществах, могут мало совпадать с реальностью. Расширяющийся диапазон связей и контактов в сети, ее ролевые возможности способствуют размыванию нашей идентичности, а соответственно, и границ приватности, что также ведет к нежелательному распространению и искажению персональных данных.

Психологи рассматривают приватность и как результат развития личности, и как необходимое условие для ее развития. В западной психологии приватность рассматривается как ключевой фактор становления автономии ребенка, которая начинает складываться в раннем детстве. В процессе социализации ребенка личное пространство и приватность формируются через развитие самостоятельности и независимости в отношениях между ребенком и членами его семьи, в его отношениях с друзьями, учителями и обществом в целом. По мнению аналитиков, приватность сегодня теряет связь с секретностью, тайной, анонимностью и уединенностью — а ведь именно в этом заключался ее главный смысл для старших поколений. В наши дни вопрос обеспечения приватности становится больше связан с проблемой безопасности и защиты персональных данных, а значит — с вопросами их контроля со стороны пользователя. Сегодня все пользователи сети в той или иной степени понимают, что свою частную жизнь и ее важнейшую составляющую — персональные данные — необходимо защищать. Для этого специально созданы различные механизмы: от паролей до сложных ключей, идентификаторов, электронных цифровых подписей. И тем не менее, поскольку многие из нас — недавние и не вполне опытные пользователи интернета, риски распространения и ненадлежащего использования приватных сведений очень высоки. Разумеется, это касается и российских школьников, активно общающихся в соцсетях, где личной информацией делятся много и часто. Попытаемся представить реальную картину того, что происходит с персональными данными наших детей и подростков. Какое количество российских школьников сталкивается с проблемами, возникающими в результате ненадлежащего использования персональных данных, существует ли какая-нибудь динамика в этом вопросе, что знают об этих проблемах родители и способны ли они помочь детям с ними справиться?

Распространенность случаев столкновения детей и подростков с рисками ненадлежащего использования персональных данных в сети анализировалась на основе ответов на соответствующие вопросы, вошедшие в анкеты наших исследований за 2010, 2013 и 2016 гг. (рис. 1).


Рис. 1. Ответы подростков на вопрос: «Случалось ли что-либо из перечисленного с тобой в интернете в течение последних 12 месяцев?», %
 В 2010 г. в среднем каждый третий ребенок 11–16 лет сталкивался в сети с негативными последствиями ненадлежащего обращения со своими персональными данными или использованием его личной информации злоумышленниками. Дети 13–14 лет чаще попадали в ситуацию, когда кто-то использовал личную информацию, предоставленную ребенком в интернете, для розыгрыша или оскорбления, в то же время жертвой кражи пароля для тех же целей чаще становились дети 15–16 лет. Дети 11–13 лет, как мальчики, так и девочки, одинаково часто попадали в ситуации, связанные с обманом и мошенничеством. Среди детей старшего возраста девочки несколько чаще становились жертвами мошенничества и неправомерного использования личной информации (Солдатова, Рассказова и др., 2012).

 В 2013 г. число детей, столкнувшихся с проблемами, которые связаны с персональными данными и мошенничеством в сети, существенно увеличилось — с 36 до 50%. Иными словами, если в 2010 г. с негативными последствиями ненадлежащего обращения с персональными данными в интернете сталкивался каждый третий ребенок, то в 2013 г. — уже каждый второй. Особенно увеличился показатель количества взломов аккаунтов и краж персональных данных: каждый четвертый ребенок сталкивался с этой проблемой. Известно, что в интернете существуют сайты, на которых можно сделать заказ на взлом профиля. Представители подобного «бизнеса» могут выполнять такие заказы в самых разных целях: шантажа, доступа к переписке пользователя, рассылки спама, получения данных о кредитной карте, промышленного шпионажа и т.д. 

 В 2016 г. число столкновений детей с представленными категориями рисков незначительно снизилось. Тем не менее процент детей, столкнувшихся с отрицательными последствиями ненадлежащего использования ими своих персональных данных или использованием их персональных данных злоумышленниками, по-прежнему достаточно высок и составляет 40,5%. Столь высокая подверженность рискам в первую очередь обусловлена тем, что, с одной стороны, дети интенсивно осваивают коммуникацию в социальных сетях, с другой — недостаточно осведомлены об элементарных правилах безопасного поведения и общения в интернете.

 Различные социальные сети пользуются большой популярностью у школьников, поскольку позволяют осуществлять коммуникацию в сети. Они же — хранилище личной информации и площадка ее презентации интернет-пользователями. По данным исследований Фонда Развития Интернет, уже в 2013 г. 9 из 10 подростков — пользователей интернета — отметили, что у них есть своя страница ВКонтакте (Солдатова, Нестик и др., 2013).


 При этом важно понимать, что одно только наличие у подростка профиля в данной социальной сети не является непосредственной угрозой его приватности. Вероятность столкновения с рисками, связанными с персональными данными, зависит от навыков безопасного использования сетей. В этом случае особенно важны следующие моменты:
  • соблюдает ли подросток правила конфиденциальности в отношении пароля;
  • какой доступ установлен к его профилю в целом и к отдельным категориям личной информации в социальной сети;
  • какую информацию о себе подросток сообщает незнакомым людям;
  • осведомлены ли родители о проблемах своего ребенка, связанных с последствиями неосторожного отношения к персональным данным.


 Рис. 2. Ответы подростков на вопрос: «Давал ли ты когда-нибудь пароль от своего аккаунта в социальной сети или электронной почты?», % (выборка — подростки, пользующиеся интернетом)





Комментариев нет:

Отправить комментарий